• 27 января сотрудники АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб) почтили память защитников города возложением цветов к монументам «Героям-морякам Балтийского морского пароходства и Ленинградского порта 1941-1945» на Межевом канале и «Погибшим канонерцам» на Канонерском острове.

    В торжественном мероприятии приняли участие депутаты и глава муниципального округа Морские ворота Санкт-Петербурга Александр Привалов, учащиеся средней общеобразовательной школы № 379 Кировского района. Главными гостями стали ветераны, жители блокадного города, в том числе председатель общества «Жители блокадного Ленинграда» МО Морские ворота Галина Горохова.

    В своем обращении к собравшимся глава МО Морские ворота Александр Привалов отметил: «79 лет назад после 900-дневной блокады наш город вздохнул свободно. Мы знаем, как досталась нам эта Победа, какие испытания выпали на долю ленинградцев. Голод, холод, артобстрелы, бомбёжки. Мы помним. Важно передать детям, внукам, правнукам эту память, эту правду о мужестве, стойкости, самоотверженности, о силе духа ленинградцев. О подвиге и героизме нашего народа.  Родина у нас одна. На все времена. Сегодня здесь с нами присутствуют живые свидетели тех лет. Ветераны-блокадники, мы хотим пожелать вам крепкого здоровья и долгих лет жизни в окружении ваших любимых, любящих, родных и близких! Спасибо, что вы есть!»

    «Этот день занимает особое место в истории нашего предприятия, преемника Ленинградского морского торгового порта. Портовики были на передовой обороны и внесли неоценимый вклад в Победу над захватчиками. Годы блокады нанесли тяжёлый удар по инфраструктуре и техническому обеспечению предприятия. Но несмотря на все разрушения, порт продолжал работу, принимал жизненно важные грузы и не останавливал перегрузку. От всего сердца хочу пожелать вам, ветераны, долгих лет и крепкого здоровья, благополучия и душевного тепла, внимания и заботы близких!», поздравил ветеранов управляющий директор МП СПб Андрей Ярославцев.

    Самые значимые слова прозвучали из уст непосредственного участника событий того времени. Воспоминаниями о военном детстве поделилась председатель общества «Жители блокадного Ленинграда» МО Морские ворота Галина Горохова:

    «27 января – этот день был самым прекрасным в 1944 г. Все были счастливы, плакали, обнимались, целовались. Играла музыка. По радио передавали концерты. Понимаете, это было что-то необыкновенное. Мы выжили. Мы пережили блокаду, этот ад. Голод, холод. Света не было, трамваи не ходили, троллейбусы тоже. Тьма. Окна были все разбиты, застеклить невозможно, забивали досками, завешивали простынями. Что мы ели? Хлеб – 125 граммов детям, какая-то крупа и каша, оладьи вымачивали из горчицы. Когда мама резала хлеб, то крошек было много. Мы эти крошки делили, собирали и ели. Я про себя бормотала: «Ни одна крошечка не упадёт. Все съем!» Представляете?»

    Также в рамках памятных мероприятий в библиотечно-культурном мультимедиа комплексе «Портал» Морской порт Санкт-Петербург открыл фотовыставку «Порт в годы блокады». В экспозиции представлены уникальные архивные фотографии 1941-1944 гг. и воспоминание о работе порта в военное время одного из портовиков – Кузьмы Феоктистовича Григорьева, который отдал работе в порту почти 50 лет жизни: начал свой трудовой стаж в 1912 г. в качестве переписчика, а на пенсию вышел в 1961 году в должности главного бухгалтера предприятия.

    «Несколько воспоминаний мне хочется привести из периода блокады, так как всю блокаду я безвыездно провел вместе с семьей в Ленинграде.

    Это было вечером 11 сентября 1941 года. Будучи ответственным по Управлению порта, я находился в кабинете начальника порта, в главном здании – Межевой канал, 5. Входили и выходили люди, непрерывно звонили телефоны. Порт жил напряжённой жизнью, на причалах кипела работа по разгрузке судов, приёму эвакогрузов и отправке в тыл.

    В кабинете начальника порта безостановочно слышалось из репродуктора пощелкивание метронома. Вдруг радио на какую-то долю секунды замолкло, а затем раздался вой сирены. Городской штаб ПВО объявил «воздушную тревогу».

    Находящиеся в здании управления люди немедленно разошлись по объектам и в укрытия. Главное здание опустело, я несколько раз спускался со второго этажа на первый и опять возвращался на место своего дежурства.

    С начала войны тревоги по городу и порту объявлялись неоднократно, но до сих пор территорию порта враг не бомбил. И вот в эту памятную для всех ночь враг совершил мощный налет авиации на наш порт. Сознаюсь прямо, что нарастающий свист фугасок, грохот взрывов, зенитная стрельба, услышанные мною впервые, сильно на меня повлияли. Помню, когда одна из фугасных бомб упала поблизости главного здания, а от воздушной волны со звоном вылетели оконные рамы, сила взрыва была такова, что заколебались стены и потолок. Я укрылся в дверном проеме, даже крепко зажмурил глаза от страха и ждал, когда все будет кончено для меня…

    Неприятельский налёт продолжался несколько часов и нанёс порту первые крупные разрушения. Сгорела автобаза и гужбаза, склады «Пассаж», подсобная мастерская, пожары возникли на судах, стоявших на причалах порта.

    Вскоре после отбоя воздушной тревоги в порт приехал председатель Ленсовета товарищ Попков. Начальник порта товарищ Бейлинсон и председатель Ленсовета поехали осматривать территорию порта. Когда моё дежурство было окончено, я вышел на улицу, кругом был зловещий след пожарищ, и в этом отблеске рельефно выделялось тёмное здание Управления порта».

    Текст: Морской порт Санкт-Петербург
    Фото: Морской порт Санкт-Петербург
27 28 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2