• Насколько цифровизация, интернет вещей, искусственный интеллект, робототехника развиваются в Петербурге, а главное — может ли это почувствовать обычный горожанин, обсуждали эксперты в дискуссионном клубе журналистов «ДК Невский 70». Об этом пишут «Санкт-Петербургские ведомости».

    В Петербурге в 2021 году была принята стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. Она предполагает цифровую трансформацию основных отраслей: от образования, здравоохранения, социальной сферы до культуры, промышленности, спорта, рассказал в ходе дискуссии зампред Комитета по информатизации и связи Дмитрий Кузьмин. В 2022 году стратегию дополнили новыми направлениями — они касаются информационной безопасности и экологии.

    «Мы должны не только развивать технологии, но и быть клиентоцентричными», — считает Дмитрий Кузьмин.

    Пример цифровизации, которой может воспользоваться любой, - портал «Цифровой Петербург», создающийся каталог городских информационных сервисов. Он ориентируется на те или иные социальные роли, которые каждый горожанин «играет» ежедневно. Он в течение дня может быть пассажиром, водителем, жильцом с прорванной водопроводной трубой, родителем, который ломает голову, в какой кружок устроить ребенка рядом с домом. Информационные сервисы должны это решать. Например, сервис «Я здесь живу» создан, чтобы помогать быстро найти, где рядом с домом пункты раздельного сбора мусора, бюро потерянных вещей, подать заявку службам ЖКХ, узнать график отключения горячей воды и так далее.

    Сейчас, по словам Кузьмина, в разработке сервис, который поможет петербуржцам узнавать, где в их районах проходят любительские тренировки - можно будет примкнуть к какой-нибудь группе. При этом над сервисами работают не только айтишники и власти, но и сами жители, и предприниматели - последним собранные массивы данных помогут понять, в каких точках города есть резон развивать тот или иной бизнес.

    «Все, что человек создает — это не от нечего делать. Это ответ на вызовы», - комментирует директор Высшей школы киберфизических систем и управления, профессор Политеха Вячеслав Шкодырев.

    Например, встала задача переносить тяжелые грузы, чтобы строить большие здания - придумали паровую машину, которая превзошла мощь человека многократно. Нынешний вызов — обработка колоссальных объемов информации.

    «Представьте себе пульт оператора АЭС: горит несколько десятков лампочек, оповещающих о состоянии объекта. Хорошо если они горят зеленым. А если внештатная ситуация? Остаются секунды на принятие решения», - говорит Вячеслав Шкодырев.

    Но чаще всего человек не настолько быстр, чтобы выбрать правильный вариант. 60-80 процентов аварий происходят из-за нештатной ситуации, вызванной человеческим фактором, приводит статистику ученый. Искусственный интеллект позволяет не только воспринимать огромные объемы информации, но и принимать оптимальное решение.

    До недавнего времени мы осваивали созданное иностранными гигантами — например, «Сименсом». Сейчас столкнулись с тем, что не можем использовать зарубежные технологии, системы управления базами данных. Это, считает профессор Шкодырев, заставляет создавать свои технологии.

    Но для этого нужны кадры, которые не только знают, как управлять готовым, но и делать новое. Среди федеральных проектов есть «Кадры для цифровой экономики». Задача, говорит Ярослав Олейник, изменить уклад образования, чтобы готовить качественных специалистов, способных быстро учиться новому. Если в университетах дают фундаментальные знания, то образовательные курсы Яндекса, "Мэйл.ру" и т.д. выигрывают у вузов в обучении навыкам, нужным здесь и сейчас.

    «Цифровизация позволяет сделать так, что компьютеры и роботы работают, а люди – думают», - полагает гендиректор АО «Роббо» Андрей Смирнов.

    Компания делает обучающую робототехнику, филиалы есть в Финляндии, Японии, Китае. У «Роббо» принципиальная позиция: учат не на лицензионном, а на свободном программном обеспечении. Это побуждает ребенка не собирать готовое по инструкции, а изучать, менять, создавать что-то свое. Соответственно, потом, после вуза, становиться не пользователем, а создателем.

    «Цифровые навыки сейчас нужны как умение говорить и писать», -уверена гендиректор петербургского «Кванториума» Валерия Зотова.

    В детском технопарке - 12 направлений допобразования для школьников 5-11 классов. С развитием цифровых компетенций связаны не только направления IT, виртуальной и дополненной реальности или промышленной робототехники, но и, например, направление «Био», где подростки учатся работать на современном лабораторном оборудовании. В прошлом году Кванториум окончили 2180 учеников, сейчас учится 2 240. Технопарк сотрудничает с производствами, например, производственники посоветовали ребятам изучать BIM-технологии, цифровое моделирование зданий. Оно позволяет на цифровом двойнике здания просчитать весь его жизненный цикл, от проекта до будущих ремонтов и сноса.

    Как подчеркивает Ярослав Олейник, в Петербурге находятся и ведущие компании образовательной робототехники, и предприятия, производящие лазерные принтеры, производства. Есть среда, которая сама по себе порождает малые научные инновационные предприятия, а они уже способны создавать продукт.


    Текст: Новости Кировского района
    Фото: stock.adobe.com
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1