• Как понять, что ребенок решился на самоубийство

    Если ребенок всерьез задумал совершить самоубийство, об этом обычно нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

    1. Словесные признаки. Подросток часто размышляет о своем душевном состоянии, при этом:

    ·прямо и явно говорит о смерти: "Я собираюсь покончить с собой"; "Я не могу так дальше жить";

    ·косвенно намекает о своем намерении: "Я больше не буду ни для кого обузой"; "Тебе больше не придется обо мне волноваться";

    ·много шутит на тему самоубийства;

    ·проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

    2. Поведенческие признаки. Подросток может:

    ·раздавать вещи, имеющие для него большую личную значимость, другим людям; приводить в порядок дела; мириться с давними врагами;

    ·демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как:

    - в еде - есть слишком мало или слишком много;

    - во сне - спать слишком мало или слишком много;

    - во внешнем виде - стать неряшливым;

    - в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

    - замкнуться от семьи и друзей;

    - быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;

    ·проявлять признаки беспомощности, в поступках ощущается безнадежность.

    3. Ситуационные признаки. Подросток может решиться на самоубийство, если он:

    ·социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным;

    ·живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье - в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм - личная или семейная проблема);

    ·ощущает себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;

    ·предпринимал раньше попытки суицида;

    ·имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;

    ·перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);

    ·слишком критически настроен по отношению к себе.

    Родителям можно рекомендовать:

    1.  ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

    2.  анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

    3.  учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: "Что будет, если...";

    4.  воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

    5.  не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

    6.  не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

    7.  обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

    8.  записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.


29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2