• Эта улица в пяти минутах ходьбы от Нарвских ворот не относится к самым важным, востребованным и оживлённым магистралям Кировского района Санкт-Петербурга. Но именно она приобрела всемирную известность, войдя практически во все учебники мировой архитектуры как наилучший образец раннего советского авангарда.
    В этом году исполняется 95 лет с начала строительства Тракторной улицы, и сегодня мы хотим вспомнить не только о её архитектурном значении, но и об истории этого места.

    В XVIII веке вторая дача по левой стороне Петергофской дороги принадлежала известному государственному деятелю екатерининской эпохи Роману Илларионовичу Воронцову, отцу княгини Дашковой. Воронцов выстроил здесь трёхэтажный каменный дом с флигелями – он стоял на месте нынешнего сквера в начале Тракторной улицы. Позднее эта усадьба принадлежала разным владельцам, а уже в 1870-х годах южная часть бывшего воронцовского имения отошла для устройства Нарвского парка конных железных дорог. Отсюда конки отправлялись «на маршрут», который пролегал от Нарвских ворот до Путиловского завода.

    В 1892 году вдоль границы с парком был проложен Крылов переулок. Он шёл от Петергофского шоссе до Николаевского (ныне Молодёжного) переулка. В конце XIX века эта местность за Нарвской заставой называлась «Литературные места». В отчёте по Петергофскому участку за 1902 г. описывается округ «Литературные места» – территория между Балтийской железной дорогой и Петергофским шоссе от Нарвских ворот до Левой Тентелевой улицы (граница Сада им. 9 января). Название округа не было связано с жизнью здесь писателей или поэтов, оно появилось в начале XX века из-за названий улиц: Тургеневского проспекта (ныне Тургеневский пер.), Некрасовской улицы (ул. Швецова), Лермонтовского, Крылова и Майкова переулков. Но если первые три были названы в честь известных литераторов, то Крылов и Майков переулки получили имена местных домовладельцев – однофамильцев знаменитостей и органично вписались в топонимический ансамбль.

    Так же как и соседние улицы, Крылов переулок в начале XX века был плотно застроен: по адресным книгам того времени здесь было более 20 домов (деревянных и каменных), в которых располагались различные лавки, мастерские, кузницы, чайные. Был здесь и трактир с литературным названием «Ясная поляна». Возможно, так и жил бы дальше Крылов переулок со своим «хорошим» именем, ассоциирующимся с великим баснописцем, если бы не события 1917 года.

    Революция, восстановление страны после Гражданской войны и борьба с нехваткой жилья поставили перед архитекторами новые задачи. В 1920-х началась реконструкция рабочих окраин города. За Нарвской заставой решено было создать идеальный жилой район для рабочих. «Конец Тентелевым переулкам!» – писали газеты. Требовалось превратить деревянную окраину в район нового социалистического быта.
    В 1924 г. архитектором Львом Александровичем Ильиным был разработан Генеральный план реконструкции района. По плану Ильина главным планировочным узлом должна была стать площадь на месте нынешней Кировской площади, куда сходились бы новые улицы. При этом должны были сохраниться островки старой застройки, большая роль отводилась зелёным насаждениям. Хотя план Ильина не был полностью реализован, по нему позднее формировался административно-общественный центр района.

    В 1925 году на улице Стачек, – так тогда называлось Петергофское шоссе, развернулось новое строительство. Ранее был объявлен конкурс на составление проектов жилых домов для рабочих. В Московско-Нарвском районе для этой цели отвели два участка: Крыловский и Серафимовский. На Крыловском участке победил проект, разработанный архитекторами Александром Гегелло, Григорием Симоновым и Александром Никольским. Застройка задумывалась как единый массив из трёх- и четырёхэтажных домов, связанных арками и полуарками.

    В 1926 г. улица получила название Тракторная – в память о выпуске первого трактора на заводе «Красный путиловец». Легендарный «Фордзон-Путиловец» стал символом эпохи и часто изображался на плакатах, открытках, почтовых марках. Строительство Тракторной улицы шло два года, оно завершилось в 1927 г. Одновременно, напротив, на другой стороне улицы Стачек, возводилось здание школы имени 10-летия Октября, получившей второе название «Серп и молот». Школа с её дугообразным фасадом и башней обсерватории замкнула перспективу Тракторной улицы.

    Тракторная улица стала первым жилым массивом постреволюционной эпохи и первым ансамблем новой авангардной архитектуры Ленинграда. Малоэтажная, с большими зелёными дворами, она противопоставлялась прежним кварталам доходных домов с их тёмными дворами-колодцами.
    Архитекторы позаботились и о внутреннем удобстве квартир. Парадные и лестницы в домах были ориентированы на север, чтобы не отнимать свет у жилых комнат, в подсобных помещениях были предусмотрены окна. Правда, после сдачи улицы, в условиях острой нехватки жилья, практически все квартиры стали коммунальными. Ванн в домах не было, мыться ходили в ближайшие бани: в Ушаковские («Гигант») и на Бумажную улицу. Но зато на Тракторной были свои прачечные, где стирали в больших чанах (одно здание бывшей прачечной сохранилось – Тракторная ул., 12 б).
    Отопление в домах было печное. По воспоминаниям жителей, круглая печь типа «голландки» отапливала две комнаты, а в кухнях стояли дровяные плиты. Долгое время во дворах сохранялись сарайчики для угля и дров.
    Печи помогли жителям Тракторной улицы в лютые блокадные морозы. В годы войны улица была перекрыта баррикадами, в одном из домов продолжал работать детский сад.

    Сегодня Тракторная улица – чудесное место для пешеходных прогулок в любое время года. Здесь часто можно увидеть группы экскурсантов, а саму Нарвскую заставу называют заповедником авангарда, ведь именно в этом районе можно увидеть целый комплекс уникальных памятников первых советских десятилетий. Правда, не все объекты так же благополучны, как Тракторная улица, и состояние некоторых из них вызывает тревогу, но это уже отдельный сюжет.

    Текст: Деконская Н.В.
    Фото: Новости Кировского района Санкт-Петербурга
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6