• Важную роль в реализации антикоррупционной политики организации играет определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, что предусмотрено ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции».

    В задачи антикоррупционных подразделений могут входить: 

    - разработка и представление на утверждение руководителю организации проектов локальных нормативных актов организации, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.п.);

    - проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками организации;

    - организация проведения оценки коррупционных рисков;

    - прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами организации или иными лицами и т.п.

    Как показывает практика прокурорского надзора, назначение ответственных лиц снижает риск нарушений антикоррупционного законодательства.

    При наличии ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений лица в организации, как правило, не допускаются нарушения  требований ст. 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» о сообщении в 10-ти дневный срок информации по последнему месту службы о заключении трудового договора  с бывшим государственным или муниципальным служащим.

    За несоблюдение данного требования статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере от ста до пятисот тысяч рублей.

    Недопущение организацией  использования поддельных документов – одна из мер предупреждения коррупции

    Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции. 

    Не последнюю роль в профилактике коррупционных нарушений имеет недопущение фактов составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

    «Двойная» бухгалтерия, «серые» схемы выплаты заработной платы, не только противоречат действующему налоговому, трудовому законодательству и законодательству о бухгалтерском учете, но и повышают риск совершения работниками, в том числе занимающими управленческие должности, коррупционных нарушений в ущерб интересам организации, поскольку скрыть их при использовании неофициальной отчетности гораздо легче (например, путем записи несуществующих расходов).

    Ярким примером совершения коррупционного нарушения, связанного с использованием поддельных документов, является представление от имени участника государственных закупок в качестве обеспечения выполнения своих обязательств по государственному контракту поддельной банковской гарантии в целях доступа юридического лица к бюджетным ресурсам, что квалифицируется ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ как использование заведомо подложного документа.

    За совершение данного преступления предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до шести месяцев.

    Урегулирование конфликта интересов

    Предотвращение и урегулирование конфликта интересов – важнейшая составляющая антикоррупционной работы в организации.

    В федеральном законодательстве о противодействии коррупции понятия личной заинтересованности и конфликта интересов в настоящее время закреплены только для государственных служащих и работников государственных корпораций и компаний. Вместе с тем, в иных федеральных законах подобные требования адаптированы к применению в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица и вида его деятельности.

    В целом, под личной заинтересованностью работника, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей, понимается возможность получения им в связи с исполнением трудовых обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц.

    Конфликтом интересов называется ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им трудовых обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами компании, работником которой он является, способное привести к причинению вреда имуществу и (или) деловой репутации этой организации.

    Законодательно регламентированы обязанности работников отдельных организаций по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

    Федеральными законами, определяющими статус юридических лиц отдельных организационно-правовых форм (например, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, всех видов некоммерческих организаций, сельскохозяйственных кооперативов), установлены ограничения для совершения сделок, в отношении которых имеется заинтересованностьлиц, участвующих в управлении организацией.

    Специальные требования в данной части установлены также для педагогических работников, работников организаций, вовлеченных в процесс формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний инвестиционных фондов, кредитных организаций, кредитных кооперативов, организаций, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность, аудиторских и страховых компаний,  организаций социального обслуживания и юридических лиц, проводящих специальную оценку условий труда, общественных инспекторов.

    За невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности установлена административная ответственность по ст. 6.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Так, за непредставление медицинским (фармацевтическим) работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской (аптечной) организации, в которой он работает, предусмотрен административный штраф в размере от трех до пяти тысяч рублей.

    Влечет административную ответственность и непредставление или несвоевременное представление руководителем медицинской (аптечной) организации уведомления о возникновении конфликта интересов медицинского (фармацевтического) работника в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также непредставление индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую или фармацевтическую деятельность, информации о возникновении конфликта интересов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

    С целью регулирования и предотвращения конфликта интересов в деятельности своих работников организациям рекомендуется принять положение о конфликте интересов или включить соответствующий детализированный раздел в действующий в организации кодекс поведения.

    Обязанность организаций по предупреждению коррупции

    Основным принципом противодействия коррупции  применение мер по ее предупреждению, что  является обязанностью не только государства и создаваемых им структур, но и иных институтов гражданского общества.

    В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О противодействии коррупции» юридические лица также несут ответственность за совершение коррупционных правонарушений в их интересах. При этом привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

    Частью 1 статьи 13.3 вышеназванного закона установлена обязанность организаций по разработке и принятию мер по предупреждению коррупции. 

    Данное требование распространяется на все юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, то есть не только на предприятия и учреждения, созданные государством, но и общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества и другие коммерческие и некоммерческие организации.

    В число мер, рекомендуемых законом к применению в организациях, входят:

    - определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

    - сотрудничество организации с правоохранительными органами;

    - разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

    - принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

    - предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 

    - недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

    Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по реализации данных мер, размещенные на официальном сайте www.rosmintrud.ru.

    Сотрудничество организаций  с правоохранительными органами против коррупции

    Федеральным законом Российской Федерации «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций принимать меры по противодействию коррупции, одной из которых может являться сотрудничество с правоохранительными органами.

    В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанныхМинистерством труда и социальной защиты Российской Федерации и размещенных на официальном сайте www.rosmintrud.ru, предложены следующие формы сотрудничества:

    - принятие организацией на себя публичного обязательства сообщать в правоохранительные органы о случаях совершения коррупционных правонарушений, о которых работникам организации станет известно, что может быть закреплено за лицом, ответственным за предупреждение и противодействие коррупции в организации;

    -принятие обязательства воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы о ставшей им известной в ходе выполнения трудовых обязанностей информации о подготовке или совершении коррупционного правонарушения.

    Действующим законодательством установлена ответственность за коррупционные правонарушения как физических лиц, так и юридических лиц, в интересах которых они совершаются:

    - ст.291 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу;

    - ст. 291.1 УК РФ – за посредничество во взяточничестве, т.е. непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки;

    - ст. 204 УК РФ – за коммерческий подкуп, т.е. незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением).

    Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение ими в интересах данного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением, влечет административную ответственность по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Штрафы, налагаемые за данное правонарушение на юридических лиц, в зависимости от размера взятки, колеблются от трехкратной (но не менее 1 миллиона рублей) до стократной (но не менее 100 миллионов рублей) ее стоимости с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.


    Текст: Прокуратура Кировского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Кировского района Санкт-Петербурга
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6