• Ежегодно 5 июня в Санкт-Петербурге отмечается День прорыва морской минной блокады Ленинграда.

    Во время блокады Ленинграда для осуществления блокады с моря военно-морской флот фашистской Германии установил в Финском заливе огромное количество мин в многоярусных минно-заградительных рубежах, и залив стал непроходим для судов.

    После прорыва блокады города на суше в январе 1943 года Военный Совет Ленинградского фронта стал готовиться к решительному наступлению наших войск с целью полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Так как для продвижения на запад на морском направлении требовалось преодоление многочисленных минных полей противника, а большая часть кораблей тральщиков к этому времени погибла, Военный Совет в апреле 1943 года принял важное решение о строительстве на всех судостроительных заводах осаждённого города малых минных тральщиков - «стотонников». Одновременно на Катерном заводе (ныне - НПО «Алмаз») форсировалась постройка катерных тральщиков с деревянным корпусом типа «КМ».

    После полного снятия блокады Ленинграда в январе 1944 года и после выхода Финляндии из войны в сентябре того же года, появилась возможность для проведения операции боевого траления по очистке Финского залива от мин, в которых по условиям соглашения о перемирии приняли участие и финские тральщики. Однако когда закончилась война, Финский залив все еще оставался районом, закрытым для прохождения судов.

    Поэтому сразу же после окончания войны важнейшее государственное значение приобрело восстановление традиционного глубоководного выхода из Ленинграда в Балтийское море по Финскому заливу, тем более, что морские порты Прибалтики были полностью разрушены. До войны основным фарватером для такого морского сообщения был Большой корабельный фарватер, который за годы морской блокады оказался многократно перегорожен минными заграждениями. В соответствии с решением правительства СССР именно этот фарватер и предстояло открыть для безопасного прохождения кораблей и судов в первую очередь. Несколько месяцев мужественным балтийским минёрам пришлось «прорубать» во вражеских минных заграждениях новое «окно в Европу». Расчистка фарватера от мин, начавшаяся осенью 1944-го завершилась к началу июня 1946 года.

    5 июня 1946 года Гидрографический отдел Краснознаменного Балтийского флота оповестил мореплавателей об открытии Большого корабельного фарватера от Кронштадта до фарватера Таллинн-Хельсинки, имеющему уже к тому времени сообщение с Балтийским морем. Тогда вновь в полную силу заработал Ленинградский морской порт.

    Более подробно познакомиться с историей морской минной блокады Ленинграда вы можете на книжно-иллюстративных выставках в библиотеках Кировского района:

    - «Водный путь открыт» - Библиотека №3 (ул. Кронштадская, 20) до 10 июня

    - «Эти люди прошли сквозь огонь и воду» в библиотеке №1 (ул. Корнеева, 6) до 10 июня

    - «Блокадная хроника: на земле и на море» в  библиотеке №6 (ул. Автовская, 32) до 14 июня

    - «Город в огненном кольце» Центральная детская библиотека (пр. Ветеранов, 76) до 14 июня

    - «Корабли на страже города» Библиотека №8 (ул. Оборонная, 18) до 17 июня

    - «Балтийским морякам посвящается» Библиотека №5 (Ленинский пр., 135) до 15 июня

    Текст: Новости Кировского района Санкт-Петербурга
    Фото: Новости Кировского района Санкт-Петербурга
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3